Кирпичные гробницы

В слоях, относящихся примерно к 6000 г. до н. э., появились кости уже совсем других животных — домашних овец, коз и крупного рогатого скота.

Это свидетельствует, говорил Медоу, о почти полном переходе обитателей Мехргарха от охоты к скотоводству. К 5500 г. до н. э. разведение крупного рогатого скота становится основным занятием народа Мехргарха, так же как позднее и хараппцев.

Между простыми кирпичными жилищами этого периода были найдены кирпичные гробницы. Гонзаго Киврон из Французской Археологической Миссии обнаружил более 30 таких гробниц, в которых находилось множество различных предметов — кремниевые лезвия, полированные каменные топоры, лепешки красной охры, каменные сосуды.

За скелетами Киврон нашел корзинки, покрытые битумом, что помогло как бы запечатать и сохранить их, когда-то наполненных финиками и фруктами, похожими на сливы.

Множество бусинок из морских раковин, лазурита и бирюзы было разбросано на полах гробниц. Под костью ноги скелета ребенка в одной из гробниц лежала цилиндрическая медная бусинка.

Если верить Жаррижу, присутствие таких экзотических материалов свидетельствует о существовании разветвленной торговой сети в эпоху неолита. Эта сеть объединяла Мехргарх с Аравийским морем, Афганистаном и Центральной Азией.

Немного южнее самого древнего холма, в области, датируемой пятым тысячелетием до н.э., археологи раскопали руины больших прямоугольных зданий. Каждое из них было разделено на 10 отсеков без дверей.

Внутренние поверхности одного из отсеков сохранили множество отпечатков зерен пшеницы и ячменя. Жарриж полагает, что эти постройки служили помещениями для хранения зерна и, возможно, были прототипами огромных зернохранилищ Хараппы и Мохенджо-Даро.