Останки индо-арийских завоевателей

Уилер неправильно истолковал то, что было написано временем на кирпичных стенах Хараппы, и то, что привело к появлению мертвых тел на улицах Мохенджо-Даро. К тому же он очень сильно недооценил жизнеспособность хараппцев и переоценил влияние индо-арийцев, которые, кстати, были не отдельным народом, как считал он и многие другие ученые, а группой племен, объединенных одним языком и культурой. Слово же «ария» произошло от санскритского слова, означавшего «благородный», и относилось ко всем, кто поклонялся ведическим богам.

Кроме того, между археологическими находками и ведическими гимнами, на основании которых Уилер делал свои выводы, были тревожащие противоречия, некоторые из которых он видел и сам. Так, например, были известны доказательства потопа, собранные еще предшественниками Уилера и, как он говорил, «зафиксированные с неописуемым несоответствием научным требованиям». Были также и раздражающие неясности в самом тексте «Ригведы», который, вообще-то говоря, был написан спустя столетия после того, как города Хараппы были разрушены.

Высокопарные и цветистые описания людей, мест и сражений в «Ригведе» давали немного для понимания действительных событий и их датировки. И, что было для Уилера наиболее трудно объяснимым, археологи не нашли в городах Хараппы, которые, в соответствии с гипотезой сэра Мортимера, были завоеваны, никаких остатков военного вооружения — средств обороны или нападения — или останков индо-арийских завоевателей.