Индейские культы священных растений

кактус пейотль
Различные племена и цивилизации Месоамерики имели свою культуру, особую, сакральную, скрытую и скрываемую последние пять сотен лет, культуру священных растений – энтеогенов. Слово «энтеоген» (дословно «становление божественным изнутри») происходит от устарелого греческого термина, который описывает религиозное причастие с использованием вызывающих видения веществ и является родственным современному слову «энтузиазм». Это узкий термин, берущий под своё крыло огромный ореол растений, так или иначе изменяющих внутренний мир человека, расширяющих восприятие мира. Психотропные компоненты энтеогенных растений содержатся в алкалоидах, смолах, глюкозидах и эфирных маслах, которые присутствуют в листьях, коре, стеблях, цветах, соке, корнях или семенах этих растений. Наиболее богаты энтеогенами Мексика и Южная Америка.

Центральная Америка, и Мексика в частности, уникальны тем, что на этой территории произрастает самое большое число видов энтеогенных растений, известных современной науке. Многие из этих растений традиционно использовались индейцами. К таким растениям относятся кактус «пейотль» (Lophophora wiliamsii), определенные виды галлюциногенных грибов (Psilocybe mexicana и др.), семена «ололиуки» (Turbina corymbos и Ipomoea violacea) и так называемые «листья пастушки Марии» (Salvia Divinorum). К этому списку можно прибавить получаемый из сока лианы Banisteriopsis Caapi энтеоген «аяхуаска», распространенный в тропических лесах Южной Америки.
Традиции употребления священных растений среди индейцев пришли из глубокой древности. Эти растения используются уже на протяжении сотен, а может быть, и тысяч лет. Например, пейотль был известен тольтекам примерно за 1900 лет до прибытия европейцев. В Мексике энтеогенные грибы использовались в ритуалах за много веков до испанской конкисты. Есть сведения, что церемониальное употребление этих грибов уходит далеко в доколумбовые времена. Так называемые каменные грибы найдены в Сальвадоре, Гватемале и прилегающих горных районах Мексики. Самые старые экземпляры датируются археологами более 500 годами до нашей эры. А ацтекская настенная роспись в Теотиуакане, на которой изображена Богиня-Мать, олицетворяющая вьюнок пурпурный, или ололиуки, священное растение ацтеков, датируется примерно 500 г. н. э.
Ритуальное использование священных растений имеет своей целью не временное повышение жизненного тонуса, но полную трансформацию личности. Человек отправляется в визионерское путешествие не для того, чтобы «сбежать» в мир «фантазий», но чтобы «увидеть» и «познать» конечные тайны бытия, скрытые от непосвященного взгляда. И, заметим, каждое такое путешествие, как считали индейцы, было «санкционировано» Свыше. Священные растения устраняют барьеры между человечеством и миром богов и духов, и именно благодаря им человек обретает мудрость и знание. Боги – знают; священные растения – говорят. Для последователей культов священных растений сверхестественное всегда рядом. Например, хиваро, живущие в Эквадоре, говорят, что привычный для человека мир – это «ложь». Для них существует только одна конечная реальность – мир сверхъестественного.
Использование энтеогенов было составной частью известных религиозных традиций с древних времен. Общим для этих традиций было представление о существовании силы, которая является проводником в священный мир. Индейцы используют понятие «сила» для обозначения сверхъестественной силы, называемой антропологами апа (Хана); это эквивалент новозаветного Святого Духа. Духовная сила необходима, чтобы жить. Она дает человеку знание о том, как успешно вести себя в повседневной жизни и что делать со своей жизнью в целом. Здесь уместно использовать полинезийское понятие «мана» для описания веры в то, что человек, употребивший священное растение, должен стать обладателем его силы и способен в этом случае подчинить себе дух растения, направляя его на свершение добрых или злых деяний.
Растения могли использоваться знахарями для распознания колдовства, лечения болезни и предсказания будущего. Способность предвидения, которую давали человеку различные энтеогены, была чрезвычайно важна для индейцев. Они верили, что тот, кто съедал эти священные растения, должен был получить второе зрение и силу пророка. Благодаря этому, он мог узнать личность вора, найти пропавшие предметы, предсказать исход сражения или нападение враждебного племени. Знахари и жрецы были теми, кто постоянно использовал священные растения. К моменту испанского вторжения в Новый Свет у ацтеков была специальная высшая каста, состоявшая из тысяч жрецов, в обязанность которых входило объяснение намерений и желаний богов. Жрец, которого у ацтеков называли кальмекзк, запоминал традиции и историю, а также владел общими знаниями.
Ацтекские жрецы применяли такие энтеогены как ололиуки и священные грибы, чтобы лечить пациентов, которые нуждались в их помощи. Для определения причины недуга и способа лечения использовались галлюцинаторные видения. Часто применяли стимуляцию чувствительности, когда музыка, благовония и танцы становились частью ритуального действа. Помимо энтеогенных растений у ацтеков была впечатляющая фармакология, связанная с другими растениями, включая целые ботанические сады. Пациенты свободно получали растения каждый раз, когда они приходили вновь и рассказывали жрецу о том, как проходит лечение их болезни. У ацтеков существовали книги, которые священники могли использовать в качестве руководства по лечению недуга или общению со сверхъестественными силами.
Для человека Запада священные растения – это «галлюциногены», для индейца они – волшебное лекарственное средство. Многие лекарственные свойства, приписываемые индейцами растению ололиуки, подтверждены в лабораториях. Индейцы уичоль столетиями называли пейотль лекарством, но лишь недавно биологи обнаружили в этом кактусе антибиотик – горденин. Интересен тот факт, что по индейским верованиям, для того чтобы исцелить человека от болезни целитель может давать галлюциногенное снадобье больному, может употреблять его сам, или же оба, и целитель и больной употребляют снадобье. Другими словами, понятие лекарства в индейском мировоззрении отличается от европейского, его может принимать как сам больной, так и врач. Изучение традиций использования священных растений у аборигенных жителей Месоамерики позволяет глубже понять культуры, живущие в гармоничных отношениях с окружающей средой, их систему ценностей и саму логику отношений с миром природы.